Защита прав и интересов потребителей, осуществляемая в судебном порядке, в настоящее время является одной из самых распространенных категорий судебных дел.
Ежедневно люди выступают в качестве потребителей – будь то обыкновенная покупка продуктов в магазине, или же строительство гражданином своего дома.
Что говорит законодатель о защите прав потребителей?
Если потребитель решит ознакомиться с ФЗ «О защите прав потребителей», то увидит, что законодательство РФ предоставляет ему довольно широкий спектр возможностей защиты своих потребительских прав и интересов. К примеру, если гражданин купил какой-либо товар, и затем обнаружил в нем дефект, он имеет право:
- предъявить продавцу требование заменить товар на продукцию подобной модели или марки;
- предъявить продавцу требование заменить товар на продукцию, схожую по цене;
- предъявить продавцу требование уменьшить цену на товар;
- предъявить продавцу требование об устранении дефектов, или же, если потребитель сам решит их исправить, возмещении продавцом расходов на восстановление;
- предъявить продавцу требование о возврате своих денег.
Если потребителю была оказана некачественная услуга, то он вправе:
- предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков оказанной услуги (выполненной работы);
- предъявить требование об уменьшении стоимости конкретной услуги (выполненной работы);
- предъявить требование о повторном выполнении работ или об изготовлении аналогичной вещи;
- предъявить требование о компенсации расходов, понесенных в результате устранения недостатков оказанной услуги либо выполненной работы.
Если недостатки не были устранены, то потребитель может расторгнуть договор и взыскать понесенные убытки.
Какие преграды могут быть при восстановлении своих прав?
Может возникнуть ощущение, что потребитель не может проиграть, и ему в любом случае будет обеспечена государственная защита. Ведь что для этого нужно? Просто указать на факт нарушения своих потребительских прав и спокойно ждать результата. Однако на деле все оказывается гораздо сложнее. Существуют определенные факторы, которые могут воспрепятствовать эффективной защите. Необходимо учитывать:
- сроки обращения в государственные органы с заявлением о нарушении своих прав;
- определение лица, несущего ответственность за предоставление доказательств того, что у продукции имелись дефекты или недостатки;
- кроме того, не исключены случаи, когда виновная сторона отрицает факт наличия у товара недостатков, и для доказательств может понадобиться проведение независимой экспертизы.
Правила подачи и составления искового заявления о защите прав потребителей.
Итак, для осуществления защиты своих потребительских прав и законных интересов гражданину необходимо обращаться в суд с исковым заявлением. Главной особенностью подачи иска по делу о нарушении прав потребителя является возможность выбора суда, куда иск может быть направлен:
- потребитель может обратиться с исковым заявлением по месту нахождения стороны, в отношении которой предъявляется иск;
- исковое заявление может быть направлено по месту жительства или месту пребывания истца;
- иск можно направить в суд по месту, где осуществлялась покупка продукции.
Выбор суда для отправки искового заявления остается за потребителем.
Если сумма иска будет превышать сто тысяч рублей, исковое заявление следует направлять в районный суд, если сумма иска ниже ста тысяч рублей – мировому судье.
Зачастую у потребителей возникает справедливый вопрос – нужно ли уплачивать государственную пошлину при подаче искового заявления по данной категории дел? Так, в данном случае уплата государственной пошлины будет являться обязательной процедурой лишь в том случае, если сумма, указанная в исковом заявлении, будет превышать один миллион рублей.
В своем исковом заявлении потребитель указывает на нарушение своих прав, и прописывает требования, которые должны быть удовлетворены стороной-ответчиком. Форма искового заявления – письменная. Подать его можно, как с помощью почтового отправления, так и путем передачи иска в канцелярию суда.